Главная - Новости - Фризлайт-анимация ▪ Урок 1 ▪ Съёмка.

Фризлайт-анимация ▪ Урок 1 ▪ Съёмка.

Терминология:
кадр — фотографический снимок или отдельный статичный фрагмент киноленты, телеизображения и т. п.
монтажный план (монтажный кадр) — кусок киноплёнки или участок видеоматериала в цифровом виде между двумя монтажными склейками или от момента пуска камеры до её остановки. Монтажный кадр является элементарной составной частью кинофильма и содержит определённый смысловой отрезок (момент действия). Работа монтажёра заключается в соединении монтажных кадров в фильм в соответствии с монтажным сценарием или режиссёрским сценарием
крупность плана — «крупность» изображения, пойманная объективом. Деление планов по крупности — понятие условное.
раскадровка — последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов, мультфильмов или рекламных роликов.
секвенция — последовательность файлов (кадров), из которых создаётся видео (анимация).

 

Чёрный пояс по фризлайту — это умение создавать анимацию из нарисованных светом рисунков. За все годы существования нашего арт-проекта мы с одной стороны не скрывали, а с другой — вроде как и не разжёвывали до легко усваиваемого состояния этот очень вкусный мультимедиа-продукт. Настало время это сделать!

Урок будет состоять из двух очень больших частей. Не советуем изучать их галопом. Каждое слово, кроме тех, что призваны облегчить восприятие текста, выверено нашим опытом, протестировано на огромном количестве роликов, в том числе тех, которые видели на экранах своих телевизоров и компьютеров миллионы жителей нашей планеты.

Первая часть — непосредственно съёмка и рисование и всё, что с ним связано. Здесь закладывается мясо и мышцы вашего будущего фризлайт-мультфильма.

Вторая часть — скелет, структура, которая удержит в равновесии, всё что вами создано и заставит ролик жить и двигаться. То есть сборка фризлайт-анимации на компьютере в готовый продукт — видеоролик.

Ни одна из этих частей не может работать по отдельности. Примите эту мысль и будьте готовы к огромному количеству больших и маленьких ошибок, которые заставят вас время от времени начинать всё с начала.
50 дублей, на которые ушла ночь съёмок, для создания одного красивого фризлайт-снимка — это детские шалости по сравнению с процессом создания анимации!
Не освоив хорошенько первую часть, у вас не будет материала для работы во второй части.

Естественно вам снова понадобится фотокамера, фонарики и штатив! В этот раз его отсутствие и его хлипкость и ненадёжность, которая приводит к тому, что он легко смещает границы выставленного кадра, будут играть решающее значение. Решайте этот вопрос в первую очередь. Фонарики все те же самые, которыми вы создавали простые рисунки.

Если вы так и не научились создавать эскизы перед рисованием отдельных фризлайт-снимков — самое время исправиться. Систематизировать полёт фантазии это тоже талант и в отличие от многих врождённых — этот можно только приобрести.

Примерные наброски персонажей

Именно с визуализации вашей задумки и стоит начать. Неважно, будут ли в кадре разворачиваться батальные сцены между световыми эльфами и орками или вы планируете создать пульсирующее сердечко — нарисуйте это на бумаге.
Затем предстоит понять, что происходит в кадре, что куда двигается и что с чем взаимодействует.

Итак, представили свою идею? Рисуйте.
Не обязательно детализировано в мелочах, но максимально понятно вам же самим. На основе каждого из этих набросков, вам предстоит создать фризлайт-кадр. Из этих фризлайт-кадров и будет состоять ваша будущая анимация.
Что должно быть изображено на этих набросках? Фазы!
Любое движение имеет ключевые и промежуточные положения, которые мы можем замечать или не замечать, в зависимости от скорости этого движения.
Для собственного же удобства, лучше зарисовать наиболее ключевые фазы.

Раскадровка крупностей планов и движения персонажей

На ранних этапах проб и ошибок, вы можете зарисовывать подробно каждую фазу движения. Позже, с опытом и в зависимости от поставленных задач, достаточно будет изображать на бумаге только ключевые фазы, остальные, промежуточные, вы будете рисовать светом интуитивно, не прибегая к помощи вашей раскадровки, а обращаясь к ней лишь для понимания общей динамики движения, развития истории, и того, какой этап производства идет следующим.

Удар в челюсть — это не только соприкосновение руки с лицом противника. Это взмах, короткая пружинящая пауза и выстрел — полёт кулака в цель. Разбивайте на такие фазы любое действие и взаимодействие.

Каждая секунда вашего ролика будет состоять из 10-12 отдельно нарисованных фаз (кадров). Почему именно 10-12? Скорость воспроизведения любого видео измеряется количеством кадров в секунду. Эта цифра в разных форматах и стандартах видео может составлять 24, 25, 30, 50 и т.д. кадров в секунду.
За годы экспериментов с фризлайт-анимацией мы вывели число в 10-12 кадров в секунду, что позволяет ей восприниматься наиболее комфортно.

Чтобы получить одну секунду видео необходимо снять до 12 фризлайт-кадров

Итак, у вас есть раскадровка, вы видите свою историю целиком и знаете, что должно происходить в каждом из планов — неважно общий он, средний или крупный!
Если вам показалось, что то, что вы только что наворотили на бумаге, невозможно воплотить в жизнь с помощью света, не спешите!
Чтобы не испугаться и не отступить от создания анимации, даже очень сложной, начните с простых статичных персонажей и обьектов. Нарисуйте свою первую анимацию, состоящую из, например, просто висящей в воздухе рожицы с улыбкой.
Сделайте 10-12 абсолютно (на первый взгляд) одинаковых кадров и быстро просмотрите их на камере один за другим. Казалось бы одинаковые кадры, но смайл ожил! Это и есть анимация. Она может быть во много раз более сложной, но к этому надо двигаться последовательно.

Если вы задумали оживить крутого навороченного персонажа с кучей оружия, то имеет смысл задуматься над упрощением образа, очистки его от лишних второстепенных деталей и линий. Уловите общий характер основных форм персонажа, максимально упростите себе задачу отрисовки. Ведь если в одном кадре вы с высокой точностью нарисуете все мельчайшие детали, то в следующем вы с большой вероятностью не попадёте в эти же детали! А ведь плавность и точность анимации зависит именно от того, насколько точно вы будете воспроизводить свой рисунок от фазы к фазе и от кадра к кадру.
Так или иначе характер вашего персонажа будет раскрываться в его действиях и движениях, а не в большом количестве деталей на теле.

Пример простого персонажа

Выставьте кадр, закрепите штатив и обозначьте его положение метками, на случай если кто-то случайно заденет (так часто бывает).

Основываясь на сделанной раскадровке, определите самую сложную и тяжёлую фазу, которую придётся отрисовать. Прорепетируйте этот рисунок, поймите сколько на него уходит выдержки в секундах. Это значение следует принять за контрольное время любого отдельного кадра!

Пример того, как самая сложная фаза анимации влияет на выдержку всех остальных кадров, в том числе и самых простых

Теперь даже самый простой кадр, с самым простым рисунком, на который вы потратите гораздо меньше времени, должен создаваться на этой выдержке.
Такой подход гарантирует вам отсутствие скачков по яркости готового кадра. Диафрагма и светочувствительность — также на протяжении съёмок этого плана должны оставаться незыблемы.

Совет. Хотите работать эффективно — выгоняйте бездельников! Ни одного лишнего человека на съёмочной площадке. Каждый праздно шатающийся и «я просто посмотрю» персонаж отнимет определённую долю рабочего времени и нервов.

На первое время лучше всего забыть про формат RAW, если конечно в вашей собственности нет одного из суперкомпьютеров, способного обработать такой объём данных. Иначе работа с такой секвенцией станет для вас мукой, а просчёт кадров при монтаже займёт огромное количество времени.

Для упрощения монтажа, размер кадра при съёмке лучше всего использовать наименьший

На зеркальных камерах достаточно установить самый маленький размер jpeg-файла, чтобы получить Full HD видео. Обязательно выключите цифровое шумоподавление. Иначе к 30-40 секундам выдержки кадра добавится 30-40 секунд томительного ожидания, пока камера будет чистить ваш кадр от шума. Постарайтесь использовать чистую флешку, чтобы не тратить время на поиски среди сегодняшней дневной свадебной съёмки только что нарисованные кадры фризлайт-анимации.

Если вам сложно ориентироваться в темноте и чётко контролировать перемещение и форму обьекта — разметьтесь. Метки, обозначающие границы кадра, размещайте вне кадра, чтобы потом не мучаться и стирать их.
Рисующий должен понимать куда не должен вылезать его рисунок. Он видит метки и понимает — за ними камера уже ничего не видит.

Метки за пределами кадра помогают понять как располагать рисунок в пространстве

Используйте дополнительные метки для обозначения фаз или положения обьектов.
Если не хотите мучаться и во время монтажа покадрово удалять метки из кадра — используйте что-то мелкое, но заметное для вас. Рисунок располагайте таким образом, чтобы он располагался между меткой и камерой — тем самым закрывая метку световой линией.

Все кадры создаются обязательно последовательно, друг за другом, фаза за фазой. Варианты типа «отрисуем этот неполучившийся кадр попозже» — не приемлимы!
В идеале при быстром просмотре кадров на экране фотоаппарата вы уже должны видеть анимацию.

Необходимо сделать так называемые «остановки» в начале и в финале плана.
Что это значит? Например, если ваш персонаж или обьект не исчезает за пределами кадра, а продолжает находится в нём какое-то время — съел морковку, улыбнулся и сидит. Отрисовывайте финальный кадр улыбающейся ушастой морды ещё раза три-четыре. Иначе улыбка, состоящая из всего одного кадра, показанная на долю секунды не будет замечена зрителем. Эти запасы кадров в начале и в конце плана нужны для монтажа.

Забудьте про импровизацию. Фонариком рисуйте то, что уже создали в скетчах. Все внезапно рождённые в процессе идеи, ведут к мешанине в кадре и к абсолютно невнятно происходящим процессам в готовой анимации.
Если уж в процессе рисования озарило, просто запишите или зарисуйте идею отдельно на бумаге. Доснимите текущую версию анимации, и можете приступать к альтернативной версии со свежими идеями, а потом уже выберете какая из версий лучше.

Очень удобно контролировать каждый кадр не с экрана фотоаппарата, а подключив камеру к ноутбуку. Сразу видны все огрехи, шевелёнка, мусор в кадре, промахи по фокусу и прочее. Нет необходимости трогать камеру, случайно сбивать настройки или сдвигать штатив. Весь контроль над процессом можно производить с ноутбука. Все отснятые кадры сразу же попадают в специально отведённую для них папку на жёстком диске.
Здесь же на ноутбуке можно по-быстрому собрать предварительную версию монтажа, чтобы понять всё ли создано правильно или имеет смысл что-то переснять.

Важно! Следите за батарейками в источниках света, так как потеря мощности источников питания влияет на яркость фонарика, световой след и те рефлексы которые он оставляет на поверхности. Забыли, упустили, фонарик перестал светить как прежде — всё стало тусклее, надо переснимать с начала!

Общий план — дерево. Крупный план — фризлайт-яблоко. Каждому плану — своя папка при сохранении файлов на компьютер. Это упростит вам процесс монтажа. Подробнее в уроке о сборке анимации.

Рисующий смотрит на тот кадр, который только что нарисовал, только во время репетиций. Когда же начинается чистовая съёмка, он должен находится в месте создания фризлайт-рисунка, и не бегать постоянно к камере или ноутбуку, чтобы не терять ориентиры и направления. Для корректировки рисунка или пересъёмки дублей, камерамэн должен уметь внятно и доходчиво обьяснить, что происходит не так. Откровенно провальные дубли можно удалить сразу, все остальные лучше оставлять, они пойдут в монтаж.

Если по вашей задумке в кадре должен присутствовать человек — отрепетируйте с ним все фазы его движений, просчитайте сколько времени ему понадобится находиться без движения. Если человеку придётся замереть на длительное время пока вы создаёте вокруг него рисунок, то постарайтесь выбирать удобные для него позы.

Прочитали? Пробегитесь ещё раз! Не пытайтесь сразу снять полный метр! Начните с малых форм, коротких 10-15 секундных зарисовок. Эти крохи потребуют море терпения и даже они могут не уместиться в одну ночь сьёмок. Шаг за шагом. Ходить вы тоже научились не сразу ;)

Удачи!

Другие записи:

Share

Оставьте сообщение