Главная - СМИ - DIGITAL PHOTO ▪ ДЕКАБРЬ 2010 ГОДА ▪ часть 2

DIGITAL PHOTO ▪ ДЕКАБРЬ 2010 ГОДА ▪ часть 2

Окончание (страницы 81-84). Начало в первой части.

В одном из дублей, перед тем как закрыть затвор, мы дали импульс от большого студийного источника света, чтобы подсветить объекты, а заодно и Романа. То же самое можно сделать и в обычной комнате с обычной вспышкой, направленной, например, в потолок.

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ

Самое сложное во фризлайте — собственно рисование. Готовых рецептов успеха здесь немного, и по большей части всё зависит от собственных навыков, вырабатываемых с практикой. Тренировка, тренировка и ещё раз тренировка.

В работе фризлайт-фотографу очень полезен, а иногда и остро необходим ассистент. Именно он перед съёмкой поможет определить на сцене, где находятся границы кадра, за которые нельзя выходить. Ассистенту со стороны будет проще понять, какая часть рисунка уже готова, а какую только предстоит отрисовать.

Сам же художник должен чётко понимать, где и что он рисует. Основная проблема заключается в том, что след от источника света фиксируется только камерой, вы же свой рисунок в процессе работы не видите. Нужно хорошо уметь контролировать и чувствовать своё тело, запоминать его положение в момент рисования того или иного фрагмента, с тем, чтобы не нарушить пропорции фигуры и её форму. Отметить начало линии можно рукой, удерживая её на месте, с которого вы начали вести фонарём. Это поможет в рисовании замкнутых контуров. Другие части вашего тела тоже могут послужить опорными точками для создания световых фигур. сделайте преварительный снимок себя в кадре с расставленными руками и попробуйте мысленно наложить будущий рисунок на получившееся изображение, запомнив положение линий относительно колен, плеч, головы и так далее. Большим подспорьем могут стать элементы ландшафта и предметы интерьера в кадре. Есл деталей на сцене, за которые можно зацепиться, немного, то и тут вам на помощь сможет прийти вошедший в кадр ассистент. Единственное, что нужно помнить, — не стоит подолгу замирать на одном месте. На большой выдержке сенсор фотоаппарата может запечатлеть тёмные пятна или даже силуэты, если вы находились в одной точке слишком продолжительное время. Очевидно, что на съёмку нужно надевать тёмные, а лучше чёрные вещи и избегать блестящих аксессуаров.

В таких сюжетах фризлайт-художник должен успеть выйти из кадра, прежде, чем сработает импульс вспышки.

Одна из самых простых техник при обучении фризлайт-фотографии знакома многим по школьным урокам черчения, когда учитель просил рисовать вокруг перпендкуляра кружки разного диаметра таким образом, чтобы получалась ваза. Точно так же вокруг воображаемого перпендикуляра, проведённого от земли — стоит рисовать и свою первую картину.

Вам может понадобиться предварительная зарисовка. Дело в том, что от забавных надписей и цветочков вы рано или поздно перейдёте к более сложным картинкам, и рисовать придётся уже «по бумажке», то есть по заранее подготовленному эскизу. Его сразу следует отрисовать также, как вы будете вести фонариком в кадре: одно непрерывное движение — одна непрерывная линия на бумаге.

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ

Обводка

Начать свои опыты в фризлайте можно с самого технически простого приёма — обводки. В студии мы собрали «натюрморт» из нескольких старых чемоданов, лавочки, фонаря, старой газеты, поместив всё это на кирпичный фон.

Техника заключается в «прорисовке» световым лучом границ предметов и выделении их деталей. В нашем случае основу композиции обеспечили металлические уголки на углах чемоданов и ремни с клёпками, придающие жёсткость их конструкции. Заодно мы прокрасили лучом все грани объектов, подчеркнув их форму; для полноты картины «разожгли» фонарь, несколько раз посветив на него под разными углами, а также пропечатали в кадре газету. Несколькими «штрихами», выполненными фонарём с цветным фильтром, направленным в сторону камеры, мы дополнили композицию флористическим орнаментом.

Снимок, который вы видите, получился далеко не с первого дубля, хотя это самый простой вариант техники рисования светом. Для его создания использовался всего один фонарик Maglite. Лишь изредка в кадр входил второй фотограф со вторым таким же источником, чтобы подсветить то, что забыл первый. Да и в продолжительности выдержки кадра мы были ограничены — хотелось осветить наш «натюрморт» постоянным интерьерным светом, не используя студийные вспышки, а значит задерживаться на одном месте больше 15-20 секунд фотографу было нельзя.

Если не подсвечивать объекты в кадре вспышкой, то можно попробовать поработать с силуэтом объектов или модели.

Классический рисунок

Фризлайт-фотография может вообще не содержать никаких предметов, только световой рисунок. Но всё же намного интереснее получается, если он взаимодействует в кадре с реальными объектами. На предыдущем снимке световой рисунок был вспомогательным средством, но в следующем сюжете он играет уже ону из главных ролей.

Всё время экспонирования художник находился в кадре, рисуя картинку. Это наиболее традиционная для фризлайта техника. Если вы хотите, чтобы объекты проявились из темноты, добавьте на сцену дополнительный постоянный источник света небольшой мощности. Рассчитайте экспозиционные параметры таким образом, чтобы они хорошо проэкспонировались и при этом выдержка позволила бы вам успеть все движения фонарём. Помните о том, что чем ярче общее освещение, тем быстрее вам придётся перемещаться по сцене, чтобы вы не успели отразиться на снимке.

Чудовище рисовалось в течение 30-40 секунд всего одним человеком — Романом Пальченковым — с одним единственным фонарём, цвет которого был изменён с помощью голубого фильтра. Смятый гель дал фактурную многоцветную линию, которая выглядит действительно как мазок жёсткой кистью.

Человек в кадре

Фотографировать людей одновременно с рисованием светом не так уж сложно, как кажется на первый взгляд. Для начала сделайте пробные кадры с импульсным светом при использовании выдержки синхронизации (1/160 — 1/250 сек., в зависимости от камеры). Постройте освещение, добейтесь правильного соотношения мощностей импульса, а затем установите выдержку, необходимую для рисования, не меняя размера отверстия диафрагмы и значения чувствительности. Рецепт успеха здесь — неподвижность модели. Девушке на нашем снимке пришлось не шевелиться в течение минуты, пока вокруг неё создавался орнамент. Так что от фотографа и модели требуется сначала выверить позу, убедиться, что находиться в ней вполне удобно, и только после этого приступать к рисованию светом.

В таких сюжетах фризлайт-художник должен успеть выйти из кадра, прежде, чем сработает импульс вспышки.

Если не подсвечивать объекты в кадре вспышкой, то можно попробовать поработать с силуэтом объектов или модели.

По технике эти кадры не отличаются от фотографии с мишкой и чудовищем. Снова всего один художник рисует абстрактные образы фонарём, направленным прямо в камеру. Цвет фонаря изменяется фильтрами (на этот раз двумя, скомканными друг с другом). «Бриллианты», которы можно увидеть в кадре, — не что иное, как на мгновение зажжённый фонарик. Правда кроме MagLite здесь использовался ещё один инструмент — самодельная световая плеть из диодных ламп. Она включалась и выключалась в процессе вращение, создавая полосатые лучики вокруг модели. В конце, когда художник вышел из кадра, мы дали залп из студийной вспышки.

Фризлайт-анимация

Самая сложная разновидность фризлайта — анимация. Здесь художнику нужно не только точно представлять себе, как двигалась кисть-фонарик в конкретном кадре, но и помнить её положение в предыдущих снимках. Для создания одной(!) секунды видео требуется отрисовка минимум 12 кадров. Позже частота удваивается при монтаже, и картинка оживает с частотой в 24 «киношных» кадра в секунду. Например для создания нашумевшего ролика для Олимпиады в Ванкувере (который как раз в дни подготовки этого материала был удостоен награды 28-го Международного фестиваля спортивного кино и телевидения)
команда Freezelight.ru отрисовала более 3000 фотографий при 30-градусном морозе! Впрочем, это результат многодневных тренировок, и расчитывать на быстрый успех в создании анимации не стоит.

Другие записи:

Share

Оставьте сообщение