Главная - СМИ - Журнал «Свой среди чужих» ▪ Июль 2010 года

Журнал «Свой среди чужих» ▪ Июль 2010 года

Иностранцы, которые интересуются фризлайтом (переводится с английского как «замороженный свет»)и посещающие наш сайт, не могут перевести всё, что мы рассказываем, и не понимают, чем мы рисуем. Они думают, что мы делаем что то экстраординарное, технологически сложное! А на самом деле рисуем обычными фонариками.

Техника фризлайт — это рисование светом при длинной выдержке фотоаппарата. Мы берём фотоаппарат, штатив, устанавливаем на камере ручной режим и выставляем выдержку от 20-30 секунд.

Такой режим подходит для ночной съемки: благодаря длительной выдержке свет, попадая на матрицу, проявляет темные предметы. Затем берем фонарик и светим им перед камерой по произвольной траектории  эта линия и остается на снимке. Мы занимаемся этим чуть больше двух лет, начинали с экспериментов для себя. Важно понимать, что мы не просто хаотично махаем фонариком в пространстве, а добиваемся какого то осознанного результата. Пятый, десятый, пятидесятый дубль  пока не получим то, что нужно. Правда, до пятидесятого дубля дело не доходит, это скорее, образное выражение.

Начиналось всё просто. Три года назад я работал в телевизионной студии и занимался спецэффектами для кино. График был жёсткий и мы часто оставались в студии на ночь.

Чтобы как то отвлечься и отдохнуть, ребята показали мне эту штуку: они водили мобильником перед камерой, и в кадре получались светящиеся линии. Я заинтересовался, начал баловаться для себя, потом показал результаты экспериментов Артему, и он тоже впечатлился. Мы закопались в это и поняли, что есть большое количество техник рисования светом  но нет ни одной фотографии или ролика, где бы эти техники соединялись. Чтобы поделиться своими достижениями с другими, мы создали сообщество, посвященное фризлайту.

Слово «фризлайт» придумали с нуля, чтобы объединить все техники рисования светом. Собственно термин был создан в первую очередь в качестве названия сообщества — чтобы люди не переругались между собой, называя свои техники работы со светом по-разному — light drawing, light painting и так далее.

Слово «фризлайт» объясняло принцип работы и годилось для названия сообщества в LiveJournal. Мы выложили в сеть свой опыт и надеялись, что появятся люди, которые покажут нечто такое, от чего можно будет схватиться за голову. Но оказалось наоборот: нам писали те, кто хотел научиться. Поскольку никакой информации по технике рисования светом не было, пришлось создать несколько статей. Затем стали предлагать всем желающим встретиться и порисовать вечером. И это вызвало массовый вирусный эффект! В какой то момент мы заметили, что ребята, которые присылают нам работы, называют свои эксперименты фризлайт-снимками. Мы попытались было объяснить, что фризлайт  это название сообщества, а не снимки, то есть что ты называешь фризлайтом  это лайтграффити и лайтпейнтинг, ты применил то и это. У чувакавзрывался мозг от кучи понятий, и он говорил: «Не грузите меня, я буду называть это фризлайтом!»

Появилось очень много ребят, которые глядя на нас начали экспериментировать. Главная проблема в том, что у них не хватает терпения.

Это похоже на мешочек с зернышками: пока не переберешь все, не поймешь, что к чему. Мы потратили много времени на эксперименты и начали делать фризлайт видео, создавая кадры по принципу анимации. Делаешь кадр и в него что то подрисовываешь. Дальше все сшивается и получается мультик. Похоже на детское развлечение с блокнотиком и рисунком, оживающим, если быстро перелистать страницы. Чтобы получить одну секунду движения, надо нарисовать 12 или 15 кадров.

Ролик для Первого канал не единственный пример коммерческого фризлайта, но самый известный: его посмотрели десятки миллионов человек.

Произошло это так. Директор по оформлению эфира наткнулся на простейший ролик, который мы выложили на сайте. Идея была в том, что в лесу происходят всевозможные световые чудеса. Они посмотрели это видео, полистали наши картинки и решили, что было бы прикольно сделать к Олимпиаде ролик, в котором световые спортсмены бегают по зимнему лесу. Получили одобрение, бюджет. А потом целую неделю провозились с графическим редактором, пытаясь сымитировать ту линию, которая получается у нас. Первоначально они вообще не хотели к нам обращаться, но поняли, что ничего не получается. Мы запаслись архивными записями соревнований, отрисовали раскадровку  поэтапные движения спортсменов. Но так спешили на съемочную площадку, что забыли дома кучу материалов, так что все это потом пришлось рисовать заново, сидя перед ноутбуком. Снимали четыре ночи при морозе в 35 градусов.

Со съёмками был связан забавный момент. Мы с Ромой едем, а перед нами целая колонна машин — фура, джипы. Все условия для пробки. Рома говорит: «А представь, что это всё съёмочная группа!» Вся колонна поворачивает на какую то проселочную дорогу, и мы понимаем: это действительно и есть наша группа!

То, что мы обычно снимаем втроем, делали 35 человек. Остальные тридцать два ходили вокруг, ставили палатку, готовили еду, варили глинтвейн, жарили шашлык, выкапывали тропинки в снегу, в одной из фур был генератор. Мы-то ехали, изначально заточенные создавать все самостоятельно…

Снимаем на камеры Canon, в определённый момент мы подружились с этой компанией и теперь у нас нет проблем с оборудованием. Под проект первого канала нам понадобилась топовая камера, способная выдержать морозы.

Был момент, когда отрисовывали конькобежца и не заметили, как батарейки у фонарика сели. Пришлось создавать его заново. Но вообще большинство дублей делали с первого раза очень не хотелось мерзнуть.

На мастер-классах мы всегда предлагаем слушателям придумать нам какой-нить каверзный рисунок.

Последнее интересное задание было такое: нарисовать слона, на котором сидит русалка. Получилось. Забавно, когда ты рисуешь и держишь все в голове.

За рубежом технология световых рисунков периодически используется при создании рекламных роликов.

Но когда дело доходит до какихто сложных персонажей и сочетания разных техник рисования, их пытаются изобразить в графических редакторах, и выходит бедненько. Мы же предлагаем альтернативный вариант: нарисовать их. Просто покупаем в магазине фонарик и прикрепляем к нему разные штуки, отражающие поверхности: фольгу, дождик, зеркала. Все фонарики, которые сейчас продаются, созданы, чтобы освещать, а рисовать ими никому и в голову не приходило. В процессе работы мы уже придумали несколько моделей именно для рисования светом. Например, в них меняются яркость и оттенки цветов. И это абсолютно элементарная вещь, которую можно сделать самим,  все материалы есть на сайте.

Артём Долгополов:
Сам я из Анапы, перехал в Новороссийск, стал там учиться, работал на местном телевидении корреспондентом. Затем поехал в Краснодар, где полгода бегал стажёром на региональном телевидении за 3 тысячи рублей (за квартиру при этом платил четыре с половиной). Потом стал специальным корреспондентом, дальше сел в кресло редактора, работал шеф-редактором службы новостей. Получилось, что весь путь от стажёра до шеф-редактора прошёл за четыре года и достиг определённого зарплатного максимума. Параллельно мне предложили поработать на РЕН ТВ за вдвое большую зарплату. Мне доллары бросились в глаза, и я ломанулся в столицу. Рома к тому времени уже почти 2 года работал в Москве.

Роман Пальченков:
У меня художественное образование, в семье дед, отец, сестра — все художники. Я был единственный на факультете, кто осмелился применить современные технологи. Делал диплом по оформлению телеканала. Академические живописцы сказали: «Мы не знаем, как тебя оценивать». Я получил пятёрку и отправился на телевидение. Поработал, узнал многое для себя. пригласили в Москву оформлять фильм «Одна любовь на миллион». Потом я ушёл на «Иронию Судьбы 2», затем последовал «Платон». Было несколько больших кинопроектов, а через полтора года в Москву приехал Артём, и мы увлеклись фризлайтом. Год назад я полностью покинул студийную жизнь и ушёл на фриланс.

Олимпийский ролик вошёл в шорт-лист «Promax BDA2010» — это крупнейшая в мире телевизионная премия промоушна и дизайна.

Изначально на ней были представлены все мировые ролики, посвященные Олимпиаде, но после голосования остались пять, в том числе и наш. Параллельно с «Олимпиадой» мы делали ролик для Sony Ericsson  рекламировали арттелефон, который продается только в одном магазине Москвы. Еще мы делали ролик для украинского шоубиза: муж Русланы, которая участвовала в Евровидении, запел, и надо было нарисовать ему клип, в котором световой персонаж бегает по торговому центру и шкодит. Потом мы окунулись в выставки и мастерклассы, поехали по городам. Сейчас сделаем месяц перерыва. За это время планируем создать несколько работ, в том числе ролик для Всемирного фонда дикой природы в поддержку тигров. Световой тигр будет бродить по московским улицам. В апреле был проект с Эрмитажем: они предложили создать световые образы картин и прислали нам репродукции Пикассо, Ван Гога, импрессионистов.

 

Сейчас на таком этапе, когда в карманах денег меньше, чем на счетах.

Чтобы платить меньше налогов, мы установили себе минимальные зарплаты. Так что до того, чтобы бросать в воздух деньги, еще далеко. Когда сделали свой первый ролик, каждый день было по несколько звонков с предложениями. Даже из Штатов звонили, предлагали снять видео для крупной промышленной корпорации.

 

Каждый раз думаем — круче не будет, но всегда получается лучше. Будучи амбициозными засранцами, мы ставим себе высокие ориентиры и каждый раз договариваемся, давай за полгода сделаем то и это.

В первые полгода существования компании мы сделали проморолик для Олимпиады, ролик для Sony Ericsson, стали призерами в конкурсе европейского стритарта «Артак», получив гранпри, сейчас всерьез подумываем над участием в борьбе за анимационный «Оскар». В какойто момент на нас вышло Федеральное агентство по делам молодежи. По их данным, фризлайт стал настолько популярен, что уже можно говорить об образовании молодежной субкультуры. Поэтому они сказали: мы дадим вам грант, идите и дальше двигайте фризлайт в массы. Сейчас его называют модным, но мода пройдет, так что иллюзий по поводу долгого века нашей затеи мы не питаем. Быть на волне, при этом создав ее своими руками, конечно, здорово, но надо готовиться к завтра. Так что, не сомневайтесь, мы вас еще удивим!

 

Другие записи:

Share

Оставьте сообщение